Видеоигры: безобидное развлечение или антисоциальный порок?
Данная статья была написана в середине октября специально для "Независимой газеты", но не была опубликована по политическим причинам
В преддверии парламентских выборов традиционно оживляется борьба за нравственность молодежи. Политики, общественные деятели и популисты всех мастей, некоторые из которых одним внешним видом способны дискредитировать само понятие «нравственность», со страниц газет и экранов телевизоров начинают пламенно разглагольствовать о том, насколько все плохо обстоит с воспитанием подрастающего поколения. Обычно в ход идут в общем-то неплохие, но стереотипные или слабо реализуемые предложения, как-то: возрождение пионерии и комсомола, создание новых спортивных секций и досуговых центров, усиление роли школы в становлении личности молодых н… Однако порой борьба за умы молодежи выходит из-под контроля и принимает довольно смешные и причудливые формы.
Как показывают примеры США и Австралии, беспроигрышный вариант для политика-популиста, позиционирующего себя, как борца за духовность молодых соотечественников – обрушиться с критикой на индустрию электронных развлечений. И голоса консервативного крыла электората ему обеспечены. Ведь с точки зрения среднестатистического нина старше 40 лет, компьютерные игры – это неприкрытое зло, стоящее лишь на одну ступень выше таких пороков, как детская проституция, наркомания и алкоголизм. «Чему могут научить ребенка эти глупые стрелялки?», – вопрошает себя и общество честный российский налогоплательщик, которого, правда, обошел стороной призыв Президента Медведева к модернизации и активному осваиванию интернета, – «Насилие, ненормативная лексика, порой даже секс и наркотики, не говоря уже о посаженном зрении и не сделанных уроках… Разве это способствует формированию нормальной личности? Нет, компьютерные игры – это квинтэссенция зла, в которых по определению отсутствует искра Божья, и мой долг, как родителя и гражданина – оградить от них своих детей». Именно на таких стереотипах играют политики и так называемые общественные деятели, которым не удалось сделать карьеру в более насущных сферах деятельности.
Например, адвокат Джек Томпсон, довольно посредственный, в общем-то, юрист, создал образ прогрессивного борца за нравственность, «воюя» с компанией
Take-Two – издателем популярнейшей игровой серии
Grand Theft Auto, разошедшейся по миру тиражом более 20 млн. экземпляров. У Томпсона в ход шли довольно сомнительные с этической точки зрения приемы, как, например, письма матери директора издательства Страуса Зелника, в которых ее сын назывался молодым Гитлером и «создателем симулятора убийства». Другой пример дешевого пиара – ассоциация
UNICO, объединяющая американцев итальянского происхождения, о существовании которой большинство потомков эмигрантов с Апеннинского полуострова даже и не подозревало вплоть до выхода игры
Mafia II, рассказывающей о приключениях молодых гангстеров в послевоенной Америке.
UNICO вскоре после публикации тиража игры потребовала немедленного запрета
Mafia II на том основании, что ее сюжет якобы порочит всех честных италоамериканцев и выставляет их в дурном свете. Впрочем, Америка – страна своеобразная. Дух сутяжничества, культура обращения в суд по малейшему поводу и стремление отсудить у мнимого обидчика большую часть состояния за ненароком оброненную фразу, укоренились там, кажется, еще со времен отцов-основателей. Но и есть свои Томпсоны. Правда, их интересы пролегают в несколько в иной плоскости.
Тот самый неоднозначный уровень в российском аэропорту
|
|
Депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Валерий Селезнев до 2010 был мало известен даже в родном Владивостоке, как вдруг на него обрушилась поистине всероссийская слава. Народный избранник, которому собственный 15-летний сын якобы пожаловался на антироссийское содержание игры
Call of Duty: Modern Warfare 2, устроил грандиозный скандал, и, обвинив издательство
«1С-Софтклаб» в пропаганде терроризма и антипатриотизма, потребовал арестовать тираж игры и оштрафовать компанию на астрономическую сумму. Здесь стоит сделать небольшую ремарку, чтобы читатели поняли, в чем была вся суть конфликта.
В игровой серии
Call of Duty: Modern Warfare сюжет строится вокруг конфликта США и радикальных русских националистов, мечтающих взять реванш за поражение в Холодной войне и отомстить США за все унижения, выпавшие на долю русского народа. Для того, чтобы спровоцировать конфликт, националисты устраивают теракт с расстрелом мирных граждан в российском аэропорту, оставляя после себя труп раскрытого двойного агента – сотрудника ЦРУ, который по замыслу террористов, должен служить доказательством причастности американцев и послужить поводом к войне между двумя государствами. Масло в огонь подлило и то, что уровень назывался «No n», что некоторые особо одаренные деятели перевели как «Нет – русским!» (на самом деле «Ни слова по-русски».)
Депутата Селезнева не остановило ни то, что на коробке с игрой на самом видном месте стояла печать возрастного рейтинга продукта «18+», ни то, что перед началом игры разработчики честно предупредили пользователей о том, что игра содержит сцены насилия, которые при желании можно пропустить без ущерба для сюжетной линии, ни даже сообщение о том, что все события игры вымышлены и не имеют никакого отношения к реальности. Однако самое интересное выяснилось на пресс-конференции, которую член ЛДПР устроил, созвав на нее ведущих представителей игровой индустрии. Как оказалось, сын слуги народа играл в пиратскую версию игры, нелегально скачанную из интернета, поскольку в официальной российской версии
Call of Duty: Modern Warfare 2 уровень «No n» был вырезан по этическим соображениям. Впрочем, депутат, несмотря на все очевидные факты, приведенные участниками дискуссии, продолжал стоять на своем, в лучших традициях ЛДПР доказывая оппонентам, что подобные игры содействуют лишь разложению детской психики, антироссийской пропаганде и, в конечном счете, развалу .
Страшно даже подумать, какая карусель может закрутиться в преддверии ноябрьского релиза сиквела нашумевшей игры –
Modern Warfare 3, рассказывающей о продолжении российско-американского конфликта. После российского вторжения на Североамериканский континент, последовавшего за удавшейся провокацией в аэропорту, и разрушения Вашингтона, американцы сумели оправиться и нанести ответный удар. Теперь боевые действия ведутся на территории Российской Федерации. Уровень насилия в игре зашкаливает: взрываются российские атомные подводные лодки, рушатся сталинские высотки, американский спецназ захватывает самолет с президентом РФ на борту… Ах, какой предвыборный PR можно было бы сделать на таком сочном информационном поводе за месяц до парламентских выборов! Вот же, вот же она где, самая настоящая антироссийская пропаганда, исподволь зомбирующая невинных российских детей, превращая их в американских марионтеток! Впрочем, никаких сомнений в том, что компьютерно-игровая карта будет разыграна в ходе избирательной кампании, у нас нет. Вопрос лишь в том, кто из потенциальных народных избранников успеет разыграть ее раньше. И это очень грустно.
Грустно от того, что, казалось бы, умные и адекватные люди не понимают, что игра – это всего лишь игра, и она не имеет ровным счетом никакого отношения к реальности. Если какой-то псих, наигравшись в стрелялки, взял пистолет и решил убить обижавших его в школе одноклассников – это проблема исключительно самого психа и ответственных за его воспитание родителей. Потому что ни у кого другого из миллионов покупателей той же самой игры такого желания не возникло. Что же теперь, запретить все автомобили, если у одного из водителей случилось помутнение рассудка, и он решил совершить наезд на не понравившегося ему пешехода? Или изъять из продажи все игры, в которых не прослеживается генеральная линия известно какой партии? Таким путем очень скоро прийти к нацистским книжным кострам или Индексу запрещенных книг Ватикана. Автор статьи играет в компьютерные игры с 6 лет, и в его коллекции присутствуют даже столь неоднозначные игры, как
Blood,
Manhunt и
Postal. Однако ему никогда не приходило в голову взять бензопилу или бейсбольную биту и отправиться вершить «правосудие» на улицы родного города. Все дело в воспитании и адекватности.
Кстати, вышеупомянутый Джек Томпсон своими действиями добился только лютой ненависти сплоченного сообщества взрослых американских геймеров, которым явно не понравилось, что кто-то указывает им, как нужно жить, и теперь вполне оправданно опасается за свою безопасность. Хотелось бы пожелать российским политикам-популистам не повторять его ошибок, а родителям, если они пекутся о благе своих чад – заняться их воспитанием и внимательно изучать возрастные рейтинги на коробках с играми. Игры – это всего лишь развлечение. Ни больше и ни меньше. Но помнить о том, что запретный плод всегда сладок, в эпоху высоких технологий просто необходимо, а потому стоит с изрядной долей скептицизма относиться к популистским идеям о всевозможных запретах.
Григорий Сергеевич Спицын – кандидат политических наук, независимый журналист
Обсудить статью можно в соответствующем разделе нашего форума.
Оценка автора рецензии
|
80отлично |
|